Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Именно с третьего года обучения дети начинают осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию.
Ребёнок пытается оценивать причины своих достижений и неудач, выбирать способы предотвращения последних, то есть развивает познавательную рефлексию.
В какой-то степени утрачивается детская непосредственность, индивидуальные особенности ребёнка несколько стираются, снижаются творческие возможности, стремления фантазировать за счёт появления навыков действовать по образцу, следовать инструкции.
Между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, то есть мышление, оперирующее понятиями.